Роль отца в жизни ребенка переоценить сложно, а вот недооценить
можно. Чтобы этого не было, следуйте 10 простым
правилам-рекоммендациям отцовского общения с ребенком.
1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия
с ребенком, начиная с первых дней жизни.
Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс,
помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом
свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к
ребенку, улыбкой.
2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет
игра. В отличие от матерей, отцы склонны устраивать энергичные,
непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не
следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом
не похожа на игру с матерью.
3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах,
таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные
совместные прогулки отца с ребенком.
4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми,
становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они
становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать.
Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для
психического развития малыша.
5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его
поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой
контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и
самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш
делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что
маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как
взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не
предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не
должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать
потребности детей в безопасности, независимости и творческой
активности.
6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их
выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть
последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке
желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.
7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над
поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное
поведение и может стать причиной появления в их характере таких
неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.
8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением.
Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно,
недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь
отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты
плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо
действия необходимо показать ребенку положительный образец.
9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается,
помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте
почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные
действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских
достижений должна быть адекватна достигнутому результату.
10. И самое главное – любите его всем сердцем, и пускай он об этом
никогда не забывает!
Мужчина в семье
Темы "мужчина",
"отец", "муж" не занимают много места в нашей литературе о семье.
Чаще всего рассматриваются только в противопоставлении к теме
"мать". . Но семья существует не только благодаря заботам женщины.
Любовь мужчины к женщине, забота мужа о ; семье, ее благополучии,
чести и достоинстве, влияние ; отца на воспитание детей, детская
привязанность к отцу цементируют семью, создают гармонию семейных
отношений. Поэтому необходимо, на наш взгляд, подробнее поразмышлять
о роли мужчины в современной семье.
Если, вы хотели
заслужить популярность среди . молодежи, вы обращались к женскому
вопросу, говорили о правах женщины, о женском труде, -о свободе
женщины... Если вы хотели заслужить лестное мнение людей солидных,
вы обращались к женскому вопросу, говорили о святости семьи, о
высоком назначении жены и матери. Если вы хотели тронуть дамские
сердца... Словом, женский вопрос в том или другом виде, в том или
другом решении был станцией на пути успеха в жизни. ...А трогая с
которой бы то ни было стороны семью, вы неизбежно наталкиваетесь на
женский вопрос.
Н.
Михайловский
В настоящее время
семья успешно изучается демографами, социологами и социальными
психологами. Но по традиции, идущей со времен Августа Бебеля,
изучение семьи и сейчас ограничивается преимущественно
проблематикой, связанной с положением женщины в семье, на
производстве и в обществе, выясняются ее семейные и общественные
функции. Семейное положение мужчины, его семейные роли, влияние
мужчины на становление психологического климата в семье, на динамику
всех происходящих в ней коллизий остается зачастую вне поля зрения
исследователей.
А между тем семья
представляет собой органически целостную систему, включающую
родителей и детей, состояние дел в которой определяется главным
образом отношениями, складывающимися между родителями, то есть между
мужчиной и женщиной. Абсолютизация роли одной из противоположностей
этого единства за счет другой неизбежно приводит к тому, что знания
о семье составляются неполные, ущербные; рекомендации, направленные
на улучшение брачно-семейных отношений и совершенствование
демографической политики, оказываются недостаточно действенными.
Такое состояние знаний о семье осознается все большим числом
исследователей, но и сейчас о роли и месте мужчины в семье, о его
значении для семьи, о значении семьи для него мы осведомлены не
более, чем был осведомлен в свои неполные три года персонаж
чеховского рассказа. Вспомним его примечательные наблюдения: "За
этой комнатой есть еще другая, куда не пускают и где мелькает папа -
личность в высшей степени загадочная! Няня и мама понятны: они
одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует
папа - неизвестно".
Настоятельность исследования проблематики, связанной с семейным
положением мужчины, диктуется рядом обстоятельств. Одно из них уже
названо. Это невозможность без исследования роли мужчины построить
какую-либо стройную систему знаний о семье. Кроме того, такая
настоятельность диктуется тем, что действительного равноправия
мужчины и женщины в сфере семейного быта достигнуть нельзя,
кардинально не изменив семейной позиции мужчины. Одни увещевания,
направленные па то, чтобы мужчина взял на себя часть домашних дел, к
облегчению положения женщин привести не могут. Во многом
рациональное
распределение труда в семье затруднено не только установившимися
нравственными и психологическими нормами, но и реальным положением
мужчины в семье и обществе. А это реальное положение характеризуется
тем, что традиционная мужская роль в семье и обществе, претерпев
значительные изменения, не очень гармонично вписалась в новые
условия существования семьи.
Разговор об этом
несколько раз начинался. Все помнят статью Е. Б. Урланиса "Берегите
мужчин". И. С. Кон посвятил этой проблеме ряд страниц в книге
"Психология юношеской дружбы" и повторил их на страницах
"Литературной газеты" в виде статьи с названием "Мужчина в семье.
Зачем он нужен?". Но, конечно, эти публикации - только попытка
начать разговор. А статью Е. Б. Урпаниса многие читатели вообще
восприняли как парадоксальную шутку. Впрочем, в то время иначе она а
не могла быть воспринята, поскольку общественность была приучена к
разговорам о чрезмерных перегрузках женщин. А куплетисты на эстраде
и социологи в печати снова и снова, каждый своими средствами,
поднимают и решают самый острый, как всем им кажется, вопрос: почему
же мужчина ленится делать домашние дела? В нашем сознании уже
укрепился образ некоего бездельника, ведущего дома чуть ли не
паразитическое существование. И без того не очень высокие акции
"домашнего" мужчины падают все ниже и ниже
Поэтому и мы
начинаем разговор анализом распределения домашнего труда между
супругами. Спору нет, львиная доля этого большого труда выполняется
женщинами. Л. А. Гордон и Э. В. Клопов, к чьим исследованиям мы
будем неоднократно обращаться, изучая бюджет времени рабочих,
установили, что в обследованных семьях женщины на домашний труд
расходуют ежедневно на два часа больше, чем мужчины, или на 15 часов
40 минут в неделю больше мужчин. Следствием такого неравномерного
распределения домашнего труда является то, что женщина на восемь
часов в неделю меньше мужчины участвует в культурных мероприятиях,
вынуждена по сравнению с ним экономить шесть часов на сне, уходе за
собой и на бездеятельном отдыхе, значительно сократить внесемейное
общение. Следовательно, неравенство в сфере домашнего труда
оборачивается для женщин неравенством в сфере общения и культуры.
Вообще, в жизни семьи домашний труд пока еще занимает очень большое
место как по времени (для женщин 27 часов 20 минут в неделю и для
мужчин 11 часов 40 минут), так и по значению. Его сокращение крайне
необходимо и необходимо более рациональное его распределение между
супругами.